Мой сайт

Главная
Файлы
Услуги
Обратная связь
Файлы
 

Интересная информация по бухгалтерскому делу: статья 1; статья 2.

Статья 2.

Учет расчетов с покупателями и поставщиками

 

 

Введение

Глава 1. Значение и задачи учета расчетов с покупателями и поставщиками

1.1. Общее положение учета расчетов с покупателями и поставщиками

1.2. Формы расчетов с поставщиками и покупателями

Глава 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями

2.1. Организация расчетов с поставщиками

2.2. Организация учета расчетов с покупателями

2.3. Расчеты с покупателями и поставщиками векселями

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

В условиях развития и становления рыночных отношений важное место приобретают расчеты между предприятиями. У предприятий возникают возможности применять новые формы расчетов, расширяется круг поставщиков и покупателей, возникают новые хозяйственные связи. Нужно отметить, что в настоящее время между предприятиями существует проблема неплатежей. Решением данной проблемы было посвящено много законодательных актов, которые контролируют отношения взаимных расчетов между предприятиями. Примерами таких законодательных актов являются: Положение о безналичных расчетах в РФ, Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” (с изм. и доп. от 09.08.1994 г., 24 января, 21 ноября 1995 г.), Положение о бухгалтерском учете. Таким образом, мы видим, что актуальность выбранной мною темы “Организация учета и анализа расчетов с покупателями и поставщиками” не вызывает сомнения. В современных условиях финансовое положение предприятия в значительной мере зависит и от состояния расчетов этого предприятия со своими поставщиками и покупателями. Анализ финансового состояния расчетов позволяет выявить просроченную задолженность и соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, а, следовательно, и платежеспособность предприятия.

Многие ученые в своих работах рассматривали проблемы связанные с учетом расчетов между предприятиями, освещая основные аспекты учета и анализ расчетов с покупателями и поставщиками, изменения в учете, связанные с изменение законодательной базы, а также специфические вопросы учета расчетов, связанные с особенностями деятельности предприятий.

В работе рассматривается значение и задачи учета расчетов, формы безналичных расчетов, применяемые в РФ в соответствии с законодательством. В работе рассматривается организация учета расчетов с покупателями и поставщиками, а именно: бухгалтерские счета, применяемые для учета расчетов, бухгалтерские регистры, применяемые при журнально-ордерной форме учета. Обособленно проведено исследование вопроса об организации учета расчетов с покупателями и поставщиками и использованием векселей. В настоящее время расчеты векселями выходят на новую стадию своего развития. Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения” (с изм. и доп. от 27.12.1995 г.) в хозяйственном обороте на территории РФ было упорядочено вексельное обращение, что и стало стимулом для более широкого применения векселей в расчетах между предприятиями.

Таким образом, в работе освещены такие аспекты как: значение и задачи учета расчетов с покупателями и поставщиками, бухгалтерский учет расчетов с покупателями и поставщиками, учета расчетов с покупателями и поставщика с использованием векселей.

 

Глава 1. Значение и задачи учета расчетов с покупателями и поставщиками

 

1.1. Общее положение учета расчетов с покупателями и поставщиками

 

Предприятия вступают в расчетно-денежные отношения с другими юридическими и физическими лицами за полученные ценности, выполненные работы и поставленные услуги, а также за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и предоставленные и услуги. Такие расчетные отношения возникают с поставщиками (подрядчиками) и с покупателями (заказчиками).

Поставщики и подрядчики — это организации, поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные услуги (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняют разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведут, как правило, после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия (акцепта) либо по его поручению. Без согласия предприятия, в безакцептном порядке, оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Покупатели и заказчики — это организации, которые приобретают товарно-материальные ценности, заказывают выполнение работ и оказание услуг. Расчеты с покупателями ведутся с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции. На это влияет метод определения момента реализации продукции. За момент реализации продукции может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, тогда дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости; либо за момент реализации принимается момент ее отгрузки, тогда дебиторская задолженность учитывается по цене реализации.

Расчеты с покупателями и поставщиками являются составной частью расчетов с дебиторами и кредиторами. Таким образом, мы можем рассматривать расчеты с покупателями и поставщиками в рамках расчетов с дебиторами и кредиторами. Дебиторская задолженность и производственные запасы нередко составляют значительную долю в структуре баланса предприятия. В статье “Анализ и управление дебиторской задолженностью”, профессор Ковалев, ссылаясь на западные источники, приводит данные, что на долю средней производственной компании приходится около 80 % оборотных средств и 33 % всех активов предприятия. Доля дебиторской задолженности в оборотных средствах среднего российского промышленного предприятия может существенно колебаться, однако ее уровень обычно составляет не менее 20—30 %.

На уровень дебиторской задолженности влияют многие факторы: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет, безналичный расчет и в кредит.

Таким образом, мы видим, что значение учета расчетов с покупателями (дебиторами) и поставщиками (кредиторами) состоит в оформлении бухгалтерскими документами хозяйственных связей и, связанных с ними, возникающих денежных расчетов с поставщиками и покупателями.

Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости и своевременного поступления денежных средств. Таким образом, задачами учета расчетов с покупателями и поставщиками являются:

1) обеспечение своевременного и правильного движения денежных средств на предприятии;

2) контроль за использованием денежных средств по назначению;

3) проведение оперативного, повседневного контроля за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе;

4) обеспечение своевременного и правильного произведения расчетов с покупателями и заказчиками;

5) контроль за соблюдением форм расчетов установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

6) своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

7) контроль за авансовыми платежами.

 

1.2. Формы расчетов с поставщиками и покупателями

 

Платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Расчеты между юридическими лицами, расчеты граждан, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, производятся, как правило, в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки и другие кредитно-расчетные организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на производство данных операций. Безналичные расчеты могут проводиться в различных формах. Под формой расчетов понимают способ совершения безналичных расчетов с применение установленного правительством документа. ГК РФ предусмотрены следующие основные формы расчетов: инкассо, платежными поручениями, акцептная, аккредитивная, вексельная, чеками, почтовыми переводами, взаимозачетами и в порядке плановых платежей. Формы расчетов, предусмотренные законом, соответствуют банковским правилам и применяются в банковской практике в соответствии с обычаями делового оборота. По ГК РФ стороны в праве установить в договоре любую из указанных форм.

Расчеты платежными поручениями. При расчетах платежными поручениями покупатель сам проявляет инициативу платежа. Покупатель дает распоряжение своему банку перечислить указанную сумму на счет получателя средств. Расчеты платежными поручениями производятся за полученный товар и принятые услуги, и по нетоварным операциям. Банк, по поручению плательщика, обязуется за счет средств, находящихся на его счете перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица, на его счет в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный с соответствии с ним. В отличие от ранее действующего порядка, предусматривается осуществление перевода на основании платежного поручения, как при межбанковских расчетах, так и в системе одного банка, не исключающего возможность переведения средств на счет самого плательщика. Сроки осуществления безналичных расчетов определяются Банком России (ст. 863 ГК РФ). Общие сроки не должны быть более двух операционных дней в пределах субъектов РФ, 5 дней — в пределах РФ. Более короткие сроки для перевода денежных средств на основании платежного поручения плательщика могут быть определены договором банковского счета либо, применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банк может принять к исполнению платежное поручение о перечислении денежных средств, если его содержание и форма соответствуют предъявляемым к ним требованиям, установленным законом или изданным в соответствии с ними банковскими правилами. В соответствии с правилами, установленными Положением ЦБР от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчетах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.). Они должны содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер платежного поручения, дата выписки; номер банка плательщика, наименование; наименование плательщика, счет в банке; наименование получателя, счет в банке; наименование банка получателя, его номер; назначение и сумма платежа, цифрой и прописью.

Инкассовая форма расчетов. Инкассовая форма расчетов регулируется правилами использования кассовых поручений, урегулированных в ст. 875 ГК РФ. При инкассо банк-эмитент обязуется по поручению и за счет клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа. Банк-эмитент, получив поручение клиента, в праве привлекать для его выполнения любой иной банк (банк-исполнитель). Законодательное регулирование по расчетам по инкассо необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота.

В настоящее время в банковской практике применяют следующие формы расчетов по инкассо:

1) платежные требования, оплаченные в порядке предварительного акцепта;

2) платежные требования-поручения;

3) требования о безакцептном списании;

4) инкассовые поручения.

Наибольшее распространение получили расчеты по средствам требований-поручений. Платежи требованиями поручениями представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и предоставленных услуг на основании отправленных в банк, обслуживающий плательщика, расчетных и отгрузочных документов.

Акцептная форма. Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет и платежное поручение; счет сдаются в банк на инкассо. Как правило, счета поставщика и покупателя выписываются в четырех экземплярах, если в разных банках, или в трех, если в одном. Различают предварительный акцепт или простой акцепт.

Плательщику при предварительном акцепте дается трех дневной срок со дня поступления расчетного документа в банк для согласия или отказа от лопаты. При отказе посылается телеграмма банку получателю, поставщику и его банку. В случае если предприятие в течение трех дней не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцептованным, и суммы списываются с расчетного счета. Предварительный акцепт применяется при иногородних расчетах.

Последующий акцепт. При этом виде акцепта расчетные документы поставщика оплачивают незамедлительно при получении их банком плательщиком. Предприятие в течение трех дней имеет право отказаться от оплаты, и банк восстанавливает списанные суммы на расчетном счете плательщика. Без акцепта покупателя списываются суммы на оплату газа, воды, электроэнергии, связи и т. д. Полный отказ возможен из-за отсутствия заказа. Частичный отказ при не правильных ценах, арифметических ошибках. При поставке недоброкачественной продукции (товаров) деньги возвращаются после предъявления акта о качестве груза в течение 5 дней со дня его составления.

Аккредитивная форма Расчеты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика. Применяются, как правило, при разовых расчетах или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается на определенный срок и только на одного поставщика. Согласно Положению о безналичных расчетах для аккредитива плательщик предоставляет обслуживающему банку заявление на бланке установленной формы, в которой указывается:

1) номер договора, по которому открывают аккредитив; срок действия аккредитива; наименование исполняющего банка;

2) место исполнения аккредитива, полное наименование документов, по которым производится выплата по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;

3) вид аккредитива;

4) для отгрузки, каких товаров или оказания, каких услуг открывают аккредитив, сроки отгрузки;

5) сумма аккредитива;

6) способ реализации аккредитива.

Банк действует по поручению поставщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать или учесть переводные векселя; дать полномочия другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств, акцептовать или учесть переводной вексель.

Аккредитивная форма отличается от расчетов платежными поручениями. При этой форме платежи производятся при условии выполнения получателем всех условий аккредитива, определенный его договором с плательщиком.

Законодательством РФ предусмотрена возможность исполнения аккредитива нескольких видов:

1) покрытого (депонированного) и непокрытого (не депонированного) аккредитива;

2) отзывного и безотзывного;

3) подтвержденного.

Открытие открытого (депонированного) аккредитива означает, что банк-эмитент обязан перечислять суммы аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполнительного банка на весь срок действия аккредитива. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Непокрытый аккредитив может использоваться, в случае если банк-эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские отношения.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не сказано, что он безотзывной.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без предварительного согласия получателя средств. Безотзывной аккредитив подтверждается банком-эмитентом по просьбе банка исполнителя. Исполнение безотзывного аккредитива гарантируется не только банком-эмитентом, но и исполнительным банком. Аккредитивная форма расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах.

В условиях рыночных отношений одной из распространенных форм безналичных расчетов должна стать вексельная форма расчетов. Вексель представляет собой письменное долговое денежное обязательство векселедателя (покупателя, заказчика, дебитора) уплатить векселедержателю (поставщику, продавцу, кредитору) определенную сумму, указанную в векселе, при наступлении срока платежа или по требованию.

Расчеты чеками. По п.1 ст. 877 ГК РФ чеками признаются ценные бумаги, содержащие ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку может быть только банк и другая кредитная организация, имеющая лицензию на занятие банковской деятельностью, где чекодатель имеет средства, которыми он в праве распоряжаться путем выставления чеков.

Чек должен удовлетворять требованиям, закрепленным в ст. 878 ГК РФ, а именно:

1) наименование “чек”, поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

2) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

3) валюта платежа;

4) дата и место составления чека;

5) подпись лица, выписывающего чек;

6) печать организации.

Оплата чека производится за счет средств чекодателя при условии предъявления его в срок, установленный законом. Передача чека производится по индоссаменту. Чек предъявляется к оплате путем предоставления его чекодержателем в банк на инкассо, обслуживающий чекодержателя. Оплата по чеку производится в порядке установленном для инкассового поручения. Зачисление средств по инкассированному чеку производится после получения платежа от плательщика. Если плательщик откажется оплатить чек, чекодержатель в праве по своему выбору предъявить иск к обязанным по чеку лицам.

Поскольку чек является ценной бумагой, передача прав по нему осуществляется в порядке установленном для передачи прав по ценным бумагам, в соответствии со ст. 146 ГК РФ. Согласно этой статье права на чек передаются по индоссаменту. Именной чек не подлежит передаче другому лицу.

Расчеты почтовыми переводами. Расчеты почтовыми переводами производятся для перечисления алиментов, командировочных, заработной платы, а так же платежей за продукцию, работы и услуги предприятиям, где нет кредитных учреждений.

Учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований. Расчетов по взаимным требованиям могут быть разовыми и постоянно действующими.

Постоянно действующие зачеты бывают двух видов: децентрализованные зачеты взаимных требований по месту нахождения расчетных счетов организаций и расчеты по сальдо взаимных требований между хозяйственными организациями.

При децентрализованных зачетах взаимных требований каждому участнику зачетов открывают отдельный лицевой счет по зачету. Для учета расчетов по зачетам открывают специальный счет “Расчеты в порядке зачетов взаимных требований”. Процедура оформления зачетов взаимных требований требует:

1) поручение устного/письменного согласия контр агента на проведение зачета взаимных требований;

2) воздержание от сдачи своих платежных требований в учреждения банка;

3) составить копии упомянутых платежных поручений или счетов фактур в 2-х экземплярах;

4) составить акт о зачете взаимных требований по определенной форме; к ней приложить копии платежных требований или счетов фактур; оформить зачет взаимных требований проводками.

Дебет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”;

Дебет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”,

Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам”.

Более широкое распространение получили расчеты по сальдо взаимных требований между хозяйственными организациями. Порядок учета расчетов, основанных на учете зачетов взаимных требований, зависит от метода учета реализации.

Расчеты в порядке плановых платежей. Расчеты в порядке плановых платежей производятся при постоянно установленных отношениях между предприятиями за продукцию и услуги. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельным документам. Банк оплачивает платежное требование-поручение с пометкой без акцепта в порядке плановых сумм, а в конце месяца производится перерасчет по фактическому наличию и стоимости отпущенной продукции.

При расчетах могут происходить уступки требований. Эти уступки могу происходить на основании договора о факторинге или договора цессии. Суть факторинга заключается в покупке банком или другим финансовым агентом платежных требований у клиента на отгруженные товары передаче финансовому агенту права взыскивать с должника соответствующего долга. Использование факторинга эффективно для среднего и малого бизнеса, где предприятия имеют значительную дебиторскою задолженность, большие товарные запасы, позволяющие им резко ускорить оборачиваемость средств. Различают “безоборотный факторинг” — где фактор не имеет права предъявлять клиенту требования об оплате денежного требования, если клиент не оплатит долговое требование; “оборотный факторинг” — клиент несет ответственность за неисполнение должником уступленного требования и фактор в праве предъявления клиенту требование в случае неоплаты. Факторинг регулируется ч. 2 ГК РФ, гл. 43 “Финансирование под уступку денежных требований”. Цессия — это уступка требований. Цессия регламентируется параграфом 1 гл.24 ГК “Перемена лиц в обязательстве”. Цессия может быть осуществлена путем оформления сторонами договора купли-продажи имущественных прав, или договором финансирования под уступку этих прав. У кредитора, уступающего требования, цессия отражается как реализация.

Предприятия могут осуществлять расчеты между собой в наличной денежной форме. Данный вид расчетов предусматривается в ГК РФ ст. 861., но предприятия должны руководствоваться Указом ЦБР № 374-У, в котором лимитируется данный вид расчетов: предельный размер по одному платежу между юридическими лицами не должен превышать 10 000 руб.

Таким образом, при расчетах между предприятиями используются следующие виды расчетов: инкассовая; платежные поручения; акцептная; аккредитивная; чековая; почтовые переводы; зачеты взаимных требований; плановые платежи; уступка требований (факторинг, цессия); наличная форма расчета.

 

Глава 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями

 

2.1. Организация расчетов с поставщиками

 

Для учета расчетов с поставщиками предусмотрен счет 60 “Расчеты с поставщиками”. Этот счет по отношению к балансу пассивный; кредитовое сальдо свидетельствует о сумме задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету — о суммах произведенных оплат, списании и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту — о суммах принятых к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за месяц.

На счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” задолженность отражают в пределах сумм акцепта. Акцептованные (принятые к оплате) счета фактуры отражаются без учета НДС по кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и дебету разных счетов, в зависимости от вида приобретенных товаров: материалы (счет 10 “Материалы”), оборудования для монтажа (счет 07 “Оборудование к установке”); или от характера приобретенных работ или услуг: по ремонту основных средств производственного назначения дебетуются счета 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 97 “Расходы будущих периодов”); услуги, оказанные основному и вспомогательному производствам (счета 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”); услуги общепроизводственного и общехозяйственного характера (счета 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”).

Например:

Дебет 10 “Материалы”,

Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” поступили материалы от поставщика.

При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 63 “Расчеты по претензиям”.

Например:

Дебет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,

Кредит 76-2 “Расчеты по претензиям” — 10 000 руб. — обнаружено несоответствие цен указанных в платежных документах поставщиком 350 000 руб. ценам, указанным в договоре 340 000 руб.

Сумма НДС, включенная поставщиками в счета фактуры, принимается на учет по счету 19 “НДС по приобретенным ценностям”. При этом делается следующая проводка:

Дебет 19 “НДС по приобретенным ценностям”,

Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

По дебету счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” отражают операции по оплате счетов поставщиков наличными денежными средствами из кассы, с расчетного счета, с валютного счета, аккредитивами или чеками лимитированных чековых книжек, выданными банком для этих целей краткосрочными или долгосрочными кредитами или из сумм выданных под отчет.

В случае приобретение материалов за наличные деньги у предприятий розничной торговли сумма уплаченного НДС не выделяется, и материалы приходуются по покупной стоимости. На произведенную покупку предприятие должно иметь не только товарный, но так же и кассовый чек. Предприятие может рассчитываться наличными деньгами в пределах 10 000 руб. по одному платежу за приобретенные материально-товарные ценности у торгово-посреднических предприятий или у их производителей. Данная операция подтверждается квитанцией приходного ордера и накладной на отпуск товаров, причем в обоих документах НДС проставляется отдельной строкой.

Также практикуют расчеты с поставщиками на бартерной основе — поставкой своей продукции, товаров, услуг.

Например:

Дебет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” — 29 800 руб. — предприятие поставило покупателю продукцию в погашение своей задолженности на сумму 29 800 руб.

При журнально-ордерной форме учета расчеты с поставщиками и подрядчиками ведут в журнале ордере № 6 и ведомости № 7. Журнал-ордер № 6 представляет собой комбинированный регистр, аналитический учет, в котором ведется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца: по акцептованным платежным документам, срок оплаты, по которым еще не наступил или просрочен; по акцептованным платежным документам, оплаченным, материалы не поступили (“За не прибывший груз”):

1) по акцептованным платежным документам неоплаченным — материалы не поступили (“За не прибывший груз”);

2) сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы по ним еще нет).

Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками в разрезе каждого документа. В журнале-ордере отражают операции расчетов с поставщиками, связанные только с приобретением (заготовлением) товарно-материальных ценностей, для учета услуг и выполненных работ ведется отдельный журнал-ордер № 6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги. В этих журналах приводятся такие данные как номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика, номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам предприятия и стоимость по платежному документу поставщика с выделением НДС, указанного в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям поставщиков в разбивке по группам поступивших материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо, т. д.) Суммы претензий записывают на основании актов. По выпискам банков производятся отметки по оплате. По окончании месяца данные журнала-ордера суммируются для получения оборота по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и переносят их в Главную книгу.

Неотфактурованной считается поставка материальных ценностей от поставщика до предъявления расчетных документов к оплате. В этом случае материальные ценности приходуют по покупным (или учетным ценам):

Дебет 10 “Материалы”, 41 “Товары”;

Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” на сумму без НДС.

Суммы налога по этим счетам будут учтены в том отчетном периоде, в котором поступят расчетные документы:

Дебет 19 “НДС по приобретенным ценностям”;

Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

При журнально-ордерной форме учета. Неотфактурованные поставки учитываются в журнале ордере № 6 как поступающие на склад ценности. При поступлении расчетных документов поставщика ранее сделанную запись по группе материалов и в графе “акцепт” стоимости материальных ценностей по покупным (учетным) ценам сторнируют и дают положительную запись в свободной графе на сумму счета, предъявленного к оплате платежного требования по группе материалов и в графе “акцепт”.

Неотфактурованные поставки определяют в конце месяца на основе данных о фактическом поступлении материальных ценностей и расчетных документов, предъявленных к оплате. Поставщика незамедлительно извещают о такой поставке: ему высылают акт о приемке материалов.

Также необходимо отразить в учете материальные ценности, находящиеся в пути. Материальные ценности считаются находящимися в пути, если они оплачены, но до конца месяца не поступили (или находятся на ответственном хранении у поставщика). Такие материальные ценности бухгалтерия приходует условно в отчетном месяце.

Например: Поставщик отгрузил предприятию продукции на 403 966 руб. Предприятие оплатило отгруженную продукцию в размере 403 966 руб. (в том числе НДС 67 328 руб.). Но продукция на конец отчетного периода еще не поступила на склад предприятия.

Дебет 41 “Товары” — 336 638 руб.

Дебет 19 “НДС по приобретенным ценностям” — 67 328 руб.,

Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — 2 403 966 руб.

При журнально-ордерной форме платежные документы регистрируются в течение месяца в графе “За не прибывший груз” и в графе “акцепт”. По мере поступления производственных запасов, числящихся в пути, их приходуют в фактически поступивших количествах.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по оптовым (отпускным ценам), затем учитываются в журнале ордере № 6 как неотфактурованные поставки — отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую стоимость и предъявляет претензию к поставщику.

В настоящее время все большее распространение получили при расчетах с поставщиками векселя. Сумма задолженности по акцептованным счетам фактурам, под которую покупателю выдан вексель, учитывается на отдельном субсчете “Векселя выданные”. Суммы дисконта по векселю подлежат включению в себестоимость заготовленных материалов или соответственно включению в издержки производства. На субсчете 60-2 “Векселя выданные” они числятся до момента их погашения. Подробней расчеты с использованием векселей будут рассмотрены в параграфе 2.3 “Расчеты с использованием векселей”.

В случаях, предусмотренных договором, предприятие вносит аванс под поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ и предоставление услуг. Авансовые платежи оформляются платежными поручениями со ссылкой на заключенный договор. На выданные поставщикам авансы и суммы оплаченных промежуточных счетов за выполненные работы дебетуют счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и кредитуют счета: 50 “Касса”, 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета”, 55 “Специальные счета в банках”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”.

Например:

Дебет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,

Кредит 51 “Расчетные счета” предприятие выдало аванс за продукцию поставщику.

Эти суммы числятся на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” до тех пор, пока они не будут зачтены в погашение долга перед поставщиком за полученные товарно-материальные ценности и за полностью выполненные работы.

 

2.2. Организация учета расчетов с покупателями

 

Предприятиям, вступающим в расчетно-денежные отношения с другими юридическими и физическими лицами за полученные услуги, выполненные работы и предоставленные ценности, необходимо организовать учет расчетов с поставщиками и покупателями.

Для учета расчетов с покупателями используются следующие счета: 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”; 76-2 “Расчеты по претензиям” — этот счет используется для расчетов по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, а также по штрафам, пеням и неустойкам; 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” — этот счет используется для учета расчетов с разного рада операций с дебиторами и кредиторами по операциям некоммерческого характера, транспортным услугам, коммунальным услугам и т. д.

Аналитический учет по этим счетам в условиях ручной техники учета ведут в соответствующих регистрах — на карточках контокоррентной формы, открываемых бухгалтером на каждое юридическое лицо, или в ведомостях, в зависимости от принятой на предприятии организационной формы бухгалтерского учета.

Особое внимание хотелось бы уделить счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Этот счет используется для учета расчетов за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. Дебетовое сальдо по этому счету означает задолженность предприятий покупателей по отгруженной им продукции, выполненным работам и оказанным услугам. Оборот по дебету этого счета отражает стоимость отгруженных товаров в отчетном месяце, продукции, работ, услуг, переданных основных средств, прочих активов. По кредиту счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” отражаются поступившие платежи от покупателей на расчетный счет, валютный счет, наличные денежные средства, полученные в кассу от покупателей, зачет полученных авансов, погашение задолженности при неплатежеспособности дебитора за счет резерва, списание безнадежной задолженности в убыток предприятия, оплата векселей полученных. Как уже было упомянуто, по кредиту счета 62 отражаются поступившие платежи от покупателей на расчетный счет, валютный счет, наличные — от населения в кассу предприятия. Это оформляется следующими проводками:

Дебет 50 “Касса”, 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета”, 55 “Специальные счета в банках”;

Кредитуется счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Например: Поступили на расчетный счет денежные средства в размере от покупателя за ранее отгруженную продукцию.

Дебет 51 “Расчетные счета”.

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

При поступлении наличных денег предприятие обязано выдать покупателю кассовый чек кассового аппарата или приходный кассовый ордер (в зависимости от вида деятельности предприятия). За нарушение данного порядка предприятие может быть оштрафовано в размере 350 минимальных оплат труда.

В связи с неплатежами многие предприятия строят свои взаимоотношения на бартерной основе. Если в погашение долга от покупателя поступают на бартерной основе товарно-материальные ценности, то это оформляется следующей проводкой:

Дебет 10 “Материалы”, 19 “НДС по приобретенным ценностям”, 41 “Товары”, др. счета материальных ценностей и кредитуют счет 60 “Расчеты с поставщиками и заказчиками” в размере равном эквивалентной сумме реализованной продукции (работ, услуг). Затем числящуюся на счете 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” задолженность закрывают счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

Например:

Дебет 41 “Товары”,

Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” 16 000 руб. — от поставщика поступил товар в оплату ранее отгруженной продукции на 16 000 руб. (без НДС).

Дебет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 16 000 руб.

К счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” могут открываться следующие субсчета:

1 “Расчеты в порядке инкассо”;

2 “Расчеты плановыми платежами”;

3 “Векселя полученные”;

4 “Авансы полученные”.

На субсчете 62-1 “Расчеты в порядке инкассо” учитывают расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

На субсчете 62-2 “Расчеты плановыми платежами” учитывают расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

На субсчете 62-3 “Векселя полученные” учитывают расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями. Товарные векселя числятся на этом субсчете до их погашения. По дебету этого субсчета отражается стоимость полученного товара с НДС, гарантированная векселем, а также сумма дисконта (процента) по векселю. При погашении векселя числящаяся сумма задолженности за покупателем по векселю полностью списывается. В случае протеста векселя вся вексельная сумма относится на счет 76-2 “Расчеты по претензиям”, где она будет числиться до ее погашения.

Существуют два метода учета расчетов с покупателями. Первый — это когда за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки. Второй, — когда за момент реализации принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции.

Предприятия всех организационно-правовых форм (за исключением предприятий малого предпринимательства) учет процесса реализации осуществляют на основе метода начислений, при котором дебетуют счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и кредитуют счета 90 “Продажи”, 91 “Прочие доходы и расходы”, под которым понимается определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) с даты отгрузки товаров.

Например:

Дебет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”,

Кредит 45 “Товары отгруженные” — отгружен товар.

Датой отгрузки товаров считается день передачи товарного документа, а датой выполнения работ (оказания услуг) — день, когда было фактически завершено выполнение работ.

На суммы оплаты отгруженной продукции, выполненные работы и оказанные услуги предприятия предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит бухгалтерскую запись:

Дебет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”,

Кредит 90 “Продажи”.

Поскольку продукция считается реализованной, то с ее стоимости начисляют НДС.

Дебет 90 “Продажи”,

Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам”.

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” в дебет счетов денежных средств.

Дебет 51 “Расчетные счета”.

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Аналитический учет по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю и заказчику.

При использовании этого метода организации учета предприятиям разрешается создавать резервы по сомнительным долгам. Они учитываются на счете 63 “Резервы по сомнительным долгам”. Величина по каждому сомнительному долгу определяется в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения им долга. На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 99 “Прибыль и убытки” и кредитуют счет 63 “Резервы по сомнительным долгам”.

Например:

Дебет 99 “Прибыль и убытки”,

Кредит 63 “Резервы по сомнительным долгам — начислен резерв для покрытия сомнительных долгов.

Налогооблагаемая прибыль при создании резервов сомнительных долгов уменьшается.

Не востребованную в срок дебиторскую задолженность списывают с кредита счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” в дебет счета 63 “Резервы по сомнительным долгам”.

Например:

Дебет 63 “Резервы по сомнительным долгам”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 3275 руб. — выявлена задолженность за отгруженную продукцию. Задолженность образовалась в июле на 3275 руб.

Для предприятий малого бизнеса за момент реализации продукции может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости. Это отражают проводкой:

Дебет 45 “Товары отгруженные”,

Кредит 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” 356 180 руб.

По мере оплаты отгруженной продукции (дебет счетов 50 “Касса”, 51 “Расчетные счета” и других счетов, кредита счета 90 “Продажи”) ее списывают с кредита счета 45 “Товары отгруженные” в дебет счета 90 “Продажи”. Одновременно начисляется НДС по реализованной продукции.

1) Дебет 90 “Продажи”,

Кредит 45 “Товары отгруженные”;

2) Дебет 90 “Продажи”,

Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам”;

3) Дебет 99 “Прибыли и убытки”,

Кредит 45 “Товары отгруженные”.

Списание долга в убыток в последствии неплатежеспособности поставщика не вызывает ее аннулирования. Списанная задолженность отражается за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае улучшения имущественного положения должника.

При журнально-ордерной форме учета расчеты с покупателями и заказчиками ведут в журнале ордере № 11, 8, ведомостях № 7, 16.

Аналитический учет организуется в ведомости № 7 в разрезе каждого дебитора. В этой ведомости, в разрезе каждого дебитора, показывается сальдо на начало месяца по дебету или кредиту счета, обороты по дебету корреспондирующих счетов с кредита 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, основание для записи (т. е. те первичные документы, на основании которых проводится запись). По реализации аналитический учет ведется в ведомости № 16. В этой ведомости учет ведется в разрезе каждого покупателя и в разрезе каждого вида продукции. В ней указывают: дату выставления счетов покупателям, номер платежного требования, номер приказа накладной, наименование покупателя или заказчика, количество по наименованиям или группам изделий по отгруженной или отпущенной продукции, суммы по платежным документам и отметки по их оплате.

Синтетический учет организуется в журнале-ордере № 11. В этом журнале, в разрезе аналитических данных по счетам 45 “Товары отгруженные”, 90 “Продажи”, 91 “Прочие доходы и расходы” отражают реально отгруженную продукцию, суммы по возвращенной продукции, остатки по этим счетам на начало и конец месяца.

 

2.3. Расчеты с покупателями и поставщиками векселями

 

В настоящее время векселя широко используется при расчетах с поставщиками и покупателями за полученные и поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

В 1990 г. Госбанк СССР разрешил использование векселя во внутреннем обороте. Постановлением Правительства РФ “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения” с 1 ноября 1994 г. на территории РФ для использования в хозяйственном обороте введены единые образцы бланков простого и переводного векселей, которые используются только предприятиями, расположенными только на территории РФ и являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ.

Вексель — это письменное долговое обязательство, составленное в установленной форме и дающее его владельцу безусловное право требовать при наступлении срока или досрочно, выдавшего или акцептовавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем суммы. Лицо, выписавшее вексель — векселедатель; принявшее вексель — векселедержатель, В вексельном обращении могут принимать участие юридические и дееспособные физические лица.

Вексель может обслуживать чисто финансовые операции и товарные сделки. Финансовый вексель отражает отношения займа денег векселедателем у векселедержателя под определенные проценты. В основе товарного векселя лежит сделка по купле-продаже товара. Товарный вексель выступает как форма коммерческого (товарного) кредита, предоставляемого друг другу предпринимателями. То есть товарный вексель выступает как форма расчетов между поставщиками и покупателями за поставляемые товарно-материальные ценности (выполненные работы и оказанные услуги).

Векселя бывают простыми и переводными.

Простой вексель представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедержателя уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или по его приказу другому лицу. По простому векселю векселедатель сам обязуется уплатить по выданному векселю. Векселедержателю принадлежит право на получение платежа по векселю.

Переводной вексель (тратта) представляет собой письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или по его приказу другому лицу. Векселедержатель обязует оплатить вексель третье лицо, а сам становится гарантом платежа. Переводной вексель помимо реквизитов простого векселя должен в обязательном порядке содержать наименование того, кто должен платить (плательщика) по векселю.

Вексельное обращение имеет свои особенности:

1) вексель — ценная бумага, подтверждающая факт покупки товаров в кредит под определенные проценты;

2) вексель — ценная бумага на предъявителя. Право на получение вексельной суммы может быть реализовано только тем, кто обладает векселем. Это право подлежит передаче по индоссаменту;

3) вексель — платежное средство за поставленные товары и услуги, при этом оплата не связана с каким либо условием. Не имеет значение, какой вид товарной поставки лежит в основе вексельной сделки, на векселе не делается ни каких пометок, связывающих его оплату с выполнением договорных обязательств о поставках товара в полном объеме;

4) вексель — краткосрочное долговое обязательство: оплата должна следовать за поставкой товаров и услуг. Срок обращения векселя, как правило, составляет несколько недель или месяцев, но не более года. По Постановлению Правительства РФ от “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения” векселя, оформленные на бланках единого образца, могут применяться при заключении хозяйственных сделок на срок не более 180 дней;

5) вексель должен быть составлен строго в обусловленной форме. Несоблюдение формы может привести к тому, что в случае неплатежа, суд может не принять протест;

6) вексель — безусловное долговое обязательство. Все процедуры по взысканию вексельной суммы при неплатеже определены, в том числе, по взысканию через суд. Вексель, не оплаченный в срок платежа, подлежит протесту. Под вексельным протестом понимается официальное удостоверенное требование платежа и его получение. Для совершения протеста векселедержатель предъявляет неоплаченный вексель на следующий день после наступления срока платежа в нотариальную контору по месту нахождения плательщика.

Нотариус в день принятия векселя к протесту предъявляет плательщику требование о платеже или акцепте векселя. Если после этого следует платеж, то вексель возвращается плательщику с надписью в установленной форме на самом векселе о получении платежа. Если на требование произвести платеж или акцепт получен отказ, то нотариус составляет акт о протесте и делает соответствующую отметку на самом векселе. Суды вправе выносить судебные решения по искам, основанным на опротестованных векселях.

Минфин РФ письмом от 31.10.1994 г. № 142 (с изм. и доп. от 16.07.1996 г.) утвердило порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги.

Учет расчетов с использованием векселей у покупателей.

Векселедатель (покупатель) вместо оплаты за полученные товарно-материальные ценности (работы и услуги) выписывает вексель с обязательством его оплаты через определенный промежуток времени.

Часто оплата векселей “живыми” деньгами вообще не происходит, вексель погашается путем зачета взаимных требований при отгрузке (выполнении) организацией-векселедателем продукции (работ, услуг) организации, являющейся держателем векселей.

Пример

Предприятие получило от поставщика материалы на 2,3 млн. руб., НДС составил 0,23 млн. руб., итого составило 2,53 млн. руб. и произвел оплату векселем под 20 % со сроком оплаты в течение 3 месяцев.

Покупатель отражает в бухгалтерском учете получение товарно-материальных ценностей с выдачей векселя в зависимости от конкретной хозяйственной операции по дебету счетов учета производственных запасов, затрат на производство, т. д., в корреспонденции с кредитом счетов 60 “Расчеты с поставщиками”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. В данном случае предприятие отражает получение товарно-материальных ценностей следующей проводкой:

Дебет 10 “Материалы”,

Кредит 60 субсчет “Векселя выданные” — 2 300 000 руб.

Сумма причитающихся к уплате по векселю процентов относится на увеличение стоимости полученных товарно-материальных ценностей, и отражаются в учете в момент выдачи векселя:

Дебет 10 “Материалы”,

Кредит 60 субсчет “Векселя выданные” 506 000 руб.

В целях равномерного включения в издержки производства и обращения сумм, причитающихся к уплате по векселю процентов за выполненные работы и оказанные услуги организации векселедатель может предварительно учесть эти суммы на счете 97 “Расходы будущих периодов”, а затем ежемесячно равными долями до наступления срока платежа по векселю их списывают на счета учета затрат на производство, издержек обращения, т. д. В данном случае предприятие могло бы списать расходы в течение года равномерными суммами. По дебету 97 “Расходы будущих периодов” отражают суммы, причитающиеся к уплате процентов по векселю в момент выдачи векселя:

Дебет 97 “Расходы будущих периодов” 506 000 руб. (20 % от суммы),

Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”) 506 000 руб.

По дебету 20 “Основное производство”, 44 “Расходы на продажу” и др. происходит равномерное ежемесячное включение расходов на оплату процентов по векселю в издержки производства (обращения)

Дебет 20 “Основное производство” (44 “Расходы на продажу”) 42 166 р. (506 000 / 12),

Кредит 97 “Расходы будущих периодов” 42 166 руб.

Погашение векселей отражается в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 60 субсчет “Векселя выданные” (76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”) 3 036 000 руб.,

Кредит 51 “Расчетный счет” 3 036 000 руб.

Погашение векселей также может произойти путем зачета взаимных требований между покупателем и поставщиком. Тогда эта проводка выглядит следующим образом:

Дебет 60 субсчет “Векселя выданные” (76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”) 3 036 000 руб. (сумма +20 %),

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 3 036 000 руб.

В аналитическом учете по субсчету “Векселя выданные” счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” сумы выданных векселей, срок оплаты которых еще не наступил, и векселей с просроченным сроком оплаты, а также процентов по ним учитываются раздельно.

Учет расчетов с использованием векселей у поставщика.

Организация-векселедержатель (поставщик) учитывает полученные в счет поставки товаров, продукции (выполненных работ и оказанных услуг) векселя на субсчете “Векселя полученные” счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, а разницу между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за отгруженные товары — на субсчете “Доходы по векселям” счета 99 “Прибыли и убытки” При этом в аналитическом учете суммы полученных векселей, срок оплаты которых еще не наступил, и векселя с просроченным сроком оплаты, а так же проценты по ним, учитываются раздельно.

Если ранее отражение операций по реализации товаров (выполнению работ и оказанию услуг) в учете зависело от применяемого метода момента реализации (“по отгрузке” или “по оплате”), то теперь в учете все организации определяют реализацию по отгрузке. Соответственно порядок отражения в учете операций по получению денег по векселю претерпел изменения. Организация, получившая за отгруженную продукцию вексель, производит записи:

1) Дебет 62 субсчет “Векселя полученные”,

Кредит 90 “Продажи” — на сумму задолженности покупателя за отгруженную продукцию;

2) Дебет 62 субсчет “Векселя полученные”,

Кредит 99 субсчет “Доходы по векселям” — на сумму разницы между суммой указанной в векселе, и суммой задолженности за отгруженные товары.

Начисление НДС и других налогов, исчисляемых от объема реализации, зависит от момента определения момента реализации для целей налогообложения.

Если организация для целей налогообложения определяет реализация по отгрузке, то в отчетном периоде делаются следующие проводки:

1) Дебет 90 “Продажи”,

Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам” — начислены НДС и акцизы;

2) Дебет 26 “Общехозяйственные расходы”,

Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам” — начислен налог на пользователей автодорог.

В этом же периоде отражается начисление налогов субъектов Федерации, региональных и местных налогов, исчисляемых от объема реализации. В конце отчетного периода определяется финансовый результат от реализации, и прибыль от реализации учитывается при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль.

Если организация определяет для целей налогообложения реализацию по оплате, а оплата за отгруженную продукцию по векселю еще не получена, то в конце отчетного периода перед определением финансового результата от реализации сумма НДС и акцизов, приходящаяся на отгруженную, но не оплаченную продукцию, списывается на отдельный субсчет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”:

Дебет 90 “Продажи”,

Кредит 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” — на сумму НДС, приходящуюся на отгруженную, но не оплаченную продукцию в данном отчетном периоде.

Налог на пользователей автодорог, другие налоги от выручки и налог на прибыль в части неоплаченной продукции не начисляют.

Вне зависимости от применяемого для целей налогообложения метода определения реализации погашение векселя отражается в учете таким образом:

1) Дебет 51 “Расчетные счета”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” — на сумму денежной оплаты векселя;

2) Дебет 10 “Материалы” (20 “Основное производство”, 41 “Основное производство”),

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” — на сумму полученных в погашение векселя товарно-материальных ценностей на основе взаимозачета.

При этом организации, определяющие момент реализации по оплате, сумму НДС, приходящуюся на отгруженную, но не оплаченную в предыдущие отчетные периоды продукцию (работы, услуги), ранее отнесенную на счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, после оплаты (проведения взаимозачета) списывают на расчеты с бюджетом с использованием проводки:

Дебет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”,

Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам”.

Организация векселедержатель может, не дожидаясь наступления срока оплаты векселя, передать (продать) вексель по индоссаменту другой организации. Индоссированные векселя после их передачи учитываются организациями-индоссатами на забалансовом счете 009 “Обеспечение обязательств и платежей выданных”. На этом забалансовом счете индоссированные векселя числятся до истечения срока предъявления в установленном порядке претензий по указанным векселям, получения извещения по их уплате или их оплаты организацией-индоссантом.

Например: Покупатель получил от предприятия продукцию на 1,4 млн. руб. под переводной вексель со сроком оплаты 90 дней с момента выписки векселя. Задолженность по векселю составила 1,54 млн. руб. (в том числе НДС 0,14 млн. руб.). Вексель выписан на 1,85 млн. руб. (проценты по векселю составляют 20 %) Учет на предприятии для целей налогообложения осуществляется по отгрузке. На сумму отгруженной продукции:

Дебет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 1 400 000 руб.,

Кредит 90 “Продажи” 1 400 000 руб.

На сумму НДС:

Дебет 90 “Продажи” 140 000 руб.,

Кредит б8 “Расчеты по налогам и сборам” 140 000 руб.

На сумму процентов по векселю:

Дебет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 310 000 руб.,

Кредит 99 субсчет “Доходы по векселям” 310 000 руб.

Отражение в бухучете операций по досрочной передаче (продаже) векселей аналогично отражению операций по погашению векселей:

Дебет 51 “Расчетные счета”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”

или

Дебет 10 “Материалы” (20 “Основное производство”,41 “Товары”),

Кредит 62 “Расчеты с покупателями” субсчет “Векселя полученные” — при получении иных средств, иного имущества.

Если организация для целей налогообложения определяет выручку по оплате, то налоги начисляются только по оплате векселя (не зависимо от того, кто оплатит вексель).

Если сумма фактически поступивших к векселедержателю денежных или иных средств, иного имущества при досрочной передаче (продаже) векселя меньше той, которая причитается за отгруженную продукцию (товары), то эта разница погашается за счет собственных средств векселедержателя.

Учет (дисконт) векселей — это соответствующим образом оформленная учетная операция банка по получению, покупке от векселедержателя векселя по индоссаменту до наступления срока платежа по векселю и получению вексельной суммы за вычетом учетного процента (дисконта) за досрочное предоставление средств.

На субсчете “Учет (дисконт) векселей” к счету 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” учитываются расчеты с банками по операциям учета (дисконта) векселей. Учет дисконта векселей банком отражается проводками:

1) Дебет 51 “Расчетные счета”,

Кредит 66 субсчет “Учет (дисконт) векселей” — на сумму полученного кредита.

2) Дебет 26 “Общехозяйственные расходы”,

Кредит 66 субсчет “Учет (дисконт) векселей” — на сумму учетного процента банка за использование кредитом (разница между суммой к получению по векселю и полученным от банка кредитом под залог данного векселя), отражается в аналитическом учете обособленно от сумм кредита.

Закрытие операций учета векселей на основании извещения банка об оплате выданного в залог векселя отражают следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 66 субсчет “Учет векселей”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” субсчет “Векселя полученные” — на сумму указанную в векселе.

При предъявлении претензий к плательщику по векселю или векселедателю производится запись:

Дебет 63 субсчет “Претензии по векселям”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” субсчет “Векселя полученные” — на сумму векселя.

Если при наступлении срока платежа по векселю вексель был предъявлен к оплате, и организация-плательщик по векселю не оплатила вексельную сумму или оплатила ее не полностью, то сумма задолженности, числящаяся на субсчете “Векселя полученные” счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” переводится на счет 63 “Расчеты по претензиям” субсчет “Претензии по векселям”:

Дебет 63 субсчет “Претензии по векселям”,

Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” субсчет “Векселя полученные” — на сумму задолженности по оплате векселя.

Расходы по опротестованным векселям (нотариальные, судебные, почтовые и другие) относятся на убытки с отражением в учете с использованием проводок:

1) Дебет 99 “Прибыли и убытки”,

Кредит 63 “Расчеты по претензиям” — на суммы, предъявленные к начислению расходов по протесту векселя.

2) Дебет 76-2 “Расчеты по претензиям”,

Кредит 51 “Расчетные счета” — на суммы, уплаченные по этим расходам.

При взыскании вексельной суммы по опротестованному векселю делается проводка:

Дебет 51 “Расчетные счета”,

Кредит 63 субсчет “Претензии по векселям”.

Возмещение издержек по протесту векселя, а также других издержек, связанных взысканием средств по векселю, признанных плательщиком по векселю или присужденных к уплате, отражают в учете:

1) Дебет 76-2 “Расчеты по претензиям”,

Кредит 99 “Прибыли и убытки” — признаны плательщиком по векселю или присужденные судом суммы по понесенным расходам.

2) Дебет 51 “Расчетные счета”,

Кредит 76-2 “Расчеты по претензиям” — получены на расчетный счет суммы по возмещению расходов.

Таким образом, в настоящее время вексель широко используется при расчетах между предприятиями. Вексельное обращение регулируется Постановлением Правительства РФ “Об оформление взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитие вексельного обращение”. Отражение расчетов векселями в бухгалтерском учете и отчетности регулируется Письмом Минфина РФ от 31.10.1994 г. № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (с изм. и доп. от 16.07.1996 г.). В соответствии с этим документом получение векселей отражается по дебиту счета 62 субсчет “Векселя полученные”; выдача векселей отражается по кредиту счета 60 субсчет “Векселя выданные”. По векселям выплачиваются проценты, что находит отражение на счете 91 “Расходы будущих периодов”.

 

Заключение

 

В заключение работы хотелось бы еще раз отметить актуальность выбранной мною темы. В настоящее время состояние расчетов между предприятиями играет важную роль в общем, финансовом положении предприятий. Четкая организация расчетов между покупателями и поставщиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости и своевременного поступления денежных средств. На данный момент в экономике России расчеты между предприятиями, между предприятиями и государством, между предприятиями, государством и физическими лицами не всегда носят стабильный характер, что и приводит к многочисленным сбоям в экономике страны в целом и в работе многих предприятий в частности. Именно по этому актуальности данной темы очень высока. Актуальность данной темы подтверждается и вниманием законодательных органов к положению расчетов между предприятиями. Для регулирования расчетных отношений были выпущены такие законодательные акты как: Положение ЦБР “О безналичных расчетах в РФ”, Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” (с изм. и доп. от 9 августа 1994 г., 24 января, 21 ноября 1995 г.) и др.

В соответствии с ними учет расчетов с покупателями ведется на счете 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Этот счет корреспондирует со счетами 50 “Касса”, 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета”, 55 “Специальные счета в банках”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и т. д. в зависимости от вида платежа (наличные денежные средства, безналичные денежные средства, иностранная валюта, векселя, бартер, и т. д.).

Просроченную задолженность списывают на убытки предприятия (без уменьшения налогооблагаемой прибыли) Во исполнение Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 г № 914 ( с изм. и доп. от 16 февраля 2004 г) утверждена Книга продаж.

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками при журнально-ордерной форме учета ведется в ведомости № 16 и 7, журналах ордерах № 8 и 2. При мемориально-ордерной форме учета учет ведется в мемориальном ордере № 16.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на одноименном счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Этот счет корреспондируется со счетами 10 “Материалы”, 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательное производство”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы” и т. д. в зависимости от приобретаемых ценностей и услуг. У предприятия также могут возникать претензии к поставщикам. Эти претензии учитываются на счете 63 “Расчеты по претензиям”. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками при журнально-ордерной форме учета ведется в журнале ордере № 6 и ведомости № 7. Учет расчетов с поставщиками ведется в мемориальном ордере № 10.

В настоящее время при расчетах между предприятиями широко используются векселя. Вексельное обращение регулируется Постановлением Правительства РФ “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”. Векселя бывают простые и переводные. Они могут обслуживать финансовые и торговые сделки. Товарные векселя выступают как форма коммерческого кредита. Минфин РФ письмом от 31.10.1994 г. № 142 (с изм. и доп. от 16.07.1996 г.) утвердил порядок оформления в бухгалтерском учете операций с векселями. Согласно этим документам выданные векселя отражаются на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, субсчет “Векселя выданные”. Полученные векселя учитываются на счете 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, субсчет “Векселя полученные”. Векселя могут быть дисконтированы. Дисконт векселей учитывается на счете 66, субсчет “Учет (дисконт) векселей”.

 

Библиографический список

 

1. Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” (с изм. и доп. от 09.08.1994 г., 24 января, 21 ноября 1995 г.) // СЗ РФ от 30 мая 1994 г. № 5. Ст. 395.

2. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 “Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость” (с изменениями от 15.03.2001 г., 27.07.2002 г., 16.02.2004 г.) // СЗ РФ от 11.12.2000 г. № 50. Ст.4896.

3. Письмо Минфина РФ от 31.10.1994 г. № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (с изм. и доп. от 16.07.1996 г.) // Экономика и жизнь. 1994 г. № 48.

4. Положение ЦБР от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчетах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.) // Журнал “Нормативные акты для бухгалтера” от 20.02.2003 г. № 4 (в извлечении), в журнале “Экспресс-закон”, март 2003 г., № 9, в журнале “Нормативные акты по банковской деятельности”. 2003 г. Выпуск № 3.

5. Кондаков Н. П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. М: Просвещение, 2000.

6. Никонов А. А. Учет и налогообложение дебиторской задолженности // Бухучет. 1997. № 5.

7. Степанов А. В. Правовое регулирование безналичных расчетов // Бухучет. 1997. № 5.

 

 

Hosted by uCoz